В качестве второго примера административисты -- приверженцы этой точки зрения -- выделяют государственную регистрацию. Государственная ре-гистрация представляет собой деятельность государства, направленную на учет регистрируемых объектов и сбор публично-достоверных данных об их правовом, имущественном и организационном положении. 'Однако достижение указанных целей является внутренним содержанием государственной регистрации. Внеш-нее же ее проявление может быть выражено в двух возможных вариантах. Либо с момента государственной регистрации у зарегистрировавшегося объекта воз-никают какие-либо юридические последствия, либо они не возникают. В первом случае это будет не чем иным, как изданием уполномоченным органом государ-ственного управления индивидуального правового акта управления в отношении зарегистрировавшегося объекта. Во втором случае -- простым выполнением за-регистрировавшейся стороной своей юридической обязанности.
Третий пример иных юридически значимых действий -- это действия, удостоверяющие в установленной форме факты, имеющие юридическое значе-ние (выдача паспорта, водительского удостоверения и т. д.). Как следует из са-мого названия этих действий, они лишь удостоверяют какие-либо юридические факты. Сами юридические факты, безусловно, могут влечь юридические по-следствия. Но могут ли их влечь действия, лишь их удостоверяющие?
Выдача паспорта создает условия для реализации уже имеющихся у гра-жданина прав и выполнения уже имеющихся у него обязанностей, установлен-ных нормативно-правовыми актами. Никаких новых изменений в администра-тивно-правовом статусе граждан с получением паспорта не возникает. Доста-точно отметить, что законодательством предусмотрены возможности реализа-ции прав граждан, выполнения их обязанностей и в случаях утраты паспорта.
В свою очередь, само водительское удостоверение также следует отли-чать от специального права на управление транспортным средством, предос-тавленного физическому лицу. Это две разные категории. Водительское удо-стоверение лишь подтверждает наличие названного специального права у гра-жданина, хотя при этом каждая из названных категорий может жить «своею жизнью». Гражданин, утративший водительское удостоверение, может иметь право на управление транспортным средством, и наоборот, гражданин, лишен-ный такого специального права, может не сдать водительское удостоверение и оставить его при себе.
Кроме того, законодательством предусмотрен порядок реализации граж-данами своего права на управление транспортным средством в ряде случаев, когда водительского удостоверения у них не имеется. Установление же адми-нистративной ответственности за управление транспортным средством водите-лем, не имеющим при себе документов на право управления им (ст. 12.3 Кодек-са РФ об административных правонарушениях), также не может свидетельство-вать о возникновении юридических последствий выдачи водительского удостове-рения. В этом случае установление административной ответственности за данное правонарушение является возложением на водителей юридической обязанности иметь при себе документ, подтверждающий наличие у них соответствующего специального права.
Таким образом, представляется, что действия, удостоверяющие в уста-новленной форме факты, имеющие юридическое значение (выдача паспорта, водительского удостоверения и т. д.), не влекут для граждан юридических по-следствий, а потому также не могут относиться к правовой форме управления. Правовые (юридические) последствия наступают непосредственно от наделе-ния субъекта права каким-либо специальным правом, но не от выдачи докумен-та, его удостоверяющего.
Значит, правовая форма государственного управления может выражаться лишь в издании нормативных или индивидуальных (правоприменительных) правовых актов управления.
Определение и исследование понятия, видов правовых актов управления и требований, предъявляемых к ним, будут рассмотрены в отдельной главе. Следует лишь отметить, что все правовые формы государственного управления по целенаправленности подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние правовые формы деятельности имеют место внутри органи-зации, ведомства, органа. Они используются для решения организационно-штатных вопросов, для руководства сотрудниками, подразделениями. Их внешнее выражение проявляется в издании нормативных или индивидуальных правовых актов управления, регулирующих организационные отношения внут-ри субъекта права.
Внешние правовые формы деятельности затрагивают интересы несколь-ких субъектов государственного управления. Они проявляются вне организа-ции, ведомства в издании уполномоченным субъектом права нормативных или индивидуальных правовых актов управления для решения непосредственно тех задач, для которых он и был создан.
Рассмотренная классификация форм государственного управления в за-висимости от наступивших последствий является основной и представляющей наибольший интерес для административного права. Вместе с тем существуют классификации форм государственного управления по иным критериям.
Так, в юридической литературе выделяют классификацию форм государ-ственного управления по степени юридического выражения, достигаемым ре-зультатам, направленности, объему, адресату, характерам и, методам решения вопросов компетенции, субъектному выражению, инициативности, условиям применения, отношению к другим субъектам государственной власти, особен-ностям объекта управляющего воздействия, юридическому содержанию и т. д.
Таким образом, государственное управление как вид деятельности может быть выражено только в правовой форме. Непосредственным выражением пра-вовой формы государственного управления, в свою очередь, являются издавае-мые уполномоченными субъектами (органами государственного управления) нормативные и индивидуальные (правоприменительные) правовые акты управ-ления.
Административно-правовая форма может быть представлена мно-гообразно, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):
а) по степени юридического выражения: основные (издание пра-вовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, вле-кущие определенные юридические последствия или имеющие опреде-ленную юридическую направленность (регистрационные, разреши-тельные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечи-тельные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;
б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управ-ления;
в) по направленности: воздействующие на общественные отно-шения в сфере государственного управления (внешняя направлен-ность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);
г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;
д) по масштабности: вся система исполнительной власти (госу-дарственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);
е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: про-цедурные (например, подготовка и принятие управленческого реше-ния) и процессуальные (например, в рамках административного про-изводства) ;
ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние (административно-правовые договоры);
з) по инициативности: используемые субъектами исполнитель-ной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жало-бам граждан);
и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;
к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представитель-ными) либо судебными органами;
л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооператив-ные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивиду-альные объекты);
м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретитель-ные либо предписывающие.
Таким образом, исполнительная власть имеет только юридичес-кие формы своего выражения (власть не может быть выражена в семи-нарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управ-ления.
Вопрос 2. Правовые акты управления.
Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:
а) правовой акт управления (таково его наиболее распространен-ное обозначение) представляет собой юридический вариант управлен-ческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должно-стное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуаль-ный) , возникающий в процессе его деятельности, в интересах реали-зации задач и функций исполнительной власти;
б) правовой акт управления издается только полномочным субъ-ектом исполнительной власти или государственно-управленческой де-ятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;
в) правовой акт управления -- юридическо-властное волеизъяв-ление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управлен-ческой деятельности;
г) правовой акт управления -- одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризу-ющими исполнительную власть в целом;
д) правовой акт управления содержит в себе юридически-власт-ное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;
е) правовой акт управления определяет правила должного пове-дения в сфере государственного управления;
ж) правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения администра-тивно-правовых отношений (административно-правовые нормы), ли-бо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5