* проверка соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями финансовой, бюджетной, налоговой и сметной дисциплины;
* контроль за рациональным и целевым использованием полученных от главных распорядителей бюджетных кредитов;
* выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально-денежных средств и ценностей;
* проверка правильности постановки бухучета и отчетности, достоверности первичных и бухгалтерских документов и т. д.
Важное значение в решении этих задач имеет внутрихозяйственный контроль, осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, организаций и учреждений. Главный -бухгалтер обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финхозопераций своего предприятия, чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, нецелевого и незаконного использования денежных средств и ТМЦ. Главный бухгалтер наряду с другими должностными лицами несет ответственность за полноту исчис-ления и своевременность внесения в бюджет причитающихся нало-гов.
Аудиторский контроль представляет собой предприниматель-скую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляю-щих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (фи-нансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налого-вых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудитор-ские услуги. Она осуществляется наряду с финансовым контролем за дея-тельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на то госорганами.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным ак-там.
В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудитор-ской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рента-бельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации и ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведе-нии аудита государство получает возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правиль-ное исчисление и взимание налогов и других платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это не значит, что аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с Государственной налоговой службой, банками, кредитными учреждениями, страховыми обществами и др. Основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление досто-верности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, но и разработка рекомендаций по устранению имею-щихся недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, а также предложений по улучшению и повышению конечных финансовых результатов.
Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной (инициативной). Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательством РФ, или по поручению государственных органов.
Обязательной аудиторской проверке подлежат:
* все акционерные общества независимо от числа акционерови размера уставного капитала;
* банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды;
* экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала;
* другие организации в случаях, предусмотренных законодательством.
Аудиторский контроль информирует руководство экономического субъекта и государственные органы - заказчика аудита о состоянии финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на качественно новый уровень своего развития, выдержать рыночную конкуренцию, избежать проблем во взаимоотношениях с государственными органами, и в первую очередь с Государственной налоговой службой.
По результатам аудиторской деятельности составляется заключение, имеющее силу официального документа.
Заключение
Бюджетная политика, осуществляемая Правительством России в настоящее время, предполагает стимулирование экономического роста через сокращение государственных расходов и обеспечение профицита бюджета, направляемого на погашение государственного внешнего долга.
Проектирование бюджета производится с учетом динамики макроэкономических показателей, что позволяет не допускать перерасхода бюджетных средств и создавать дополнительные денежные резервы. При этом основными проблемами российского бюджета продолжают оставаться его высокая зависимость от мировых цен на энергоносители и значительная долговая нагрузка. Доходная база бюджета тесно связана с уровнем мировых цен на нефть - снижение цены барреля российской нефти марки «ural» на $1 ведет к недополучению государственным бюджетом одного млрд. долл. США. Долговая нагрузка на бюджет составляет в России около четверти всех его доходов.
Приоритетными направлениями совершенствования государственного бюджета являются проведение налоговой политики, повышение эффективности управления государственной собственностью, финансирование социальной сферы, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
В учебном пособии раскрывается механизм межбюджетных отношений, их специфика на современном этапе. Доказана необходимость бюджетной реформы и определены ее основные направления. Студенты имеют возможность проанализировать динамику доходной и расходной части федерального, республиканского и местных бюджетов, определить их состав и структуру.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16