Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
2 Характеристика элементов бюджетной системы
Элементы бюджетной системы делятся на два уровня базисный и настроечный.
Базисный уровень включает в себя сами элементы бюджетной системы: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, резервные фонды, целевые бюджетные фонды.
Настроечный уровень включает в себя аппарат управления бюджетной системой законодательной власти (государственная дума) и исполнительной власти (центральный банк, казначейство, счётная палата).
В последние годы роль и значение государства возрас-тают, увеличиваются и затраты на содержание государ-ственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).
Российская Федерация имеет право на самостоятель-ный федеральный бюджет. Это право закреплено в Кон-ституции Российской Федерации, в которой особо записа-но, что в ведении Российской Федерации находится феде-ральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его форми-рования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сбо-ры, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, соглас-но ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Пре-зидент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для уп-равления народным хозяйством, выполнения законодатель-ства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, го-сударственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется цент-рализованный финансовый (денежный) фонд - федераль-ный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российс-кой Федерации.
В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: “В ведении Российской Федерации находятся: федераль-ный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития”.
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены ос-новные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).
Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу за-кона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного про-дукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укреп-ления обороноспособности государства. На долю федераль-ного бюджета приходится значительная часть распредели-тельного процесса, которая заключается в распределении Денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, региона-ми страны.
Федеральный бюджет активно используется государ-ством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицирован-ных и научных кадров.
Через федеральный бюджет осуществляется распреде-ление и перераспределение внутреннего валового продук-та и созданного национального дохода страны между от-раслями народного хозяйства, осуществляется финансиро-вание общегосударственных органов власти, науки, искус-ства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уро-вень инфляции, предельный размер дефицита, предель-ный размер кредитов, предоставляемых Россией иностран-ным государствам, размеры заимствований устанавливают-ся Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. [10, с. 83]
Самый последний федеральный бюджет на 2007 год был утверждён Государственной Думой РФ 24 ноября 2006 года, одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года и закреплён Федеральным законом от 19.12.2006 №238 ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год”.
2.1.1 Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета - это денежные сред-ства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государ-ственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
· собственные налоговые доходы федерального бюд-жета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюд-жетной системы Российской Федерации;
· собственные неналоговые доходы;
· остаток средств на конец предыдущего года;
· доходы от бюджетных фондов;
· прочие доходы.
Таблица 2 - Доходы Федерального бюджета РФ в 2005-2007 годах. [1,2,3]
Доходы
Сумма, тыс. руб.
2005
2006
2007
Доходы всего
3 326 041 100,0
5 046 058 500,0
6 964 835 200,0
Налоговые доходы
2 719 455 300,00
4 275 407 400,00
5 958 295 600,00
Из них:
Налог на прибыль
259 003 300,0
344 838 100,0
580 408 800,0
Налоги и взносы на социальные нужды
266 500 000,0
302 090 200,0
368 773 900,0
Налоги на товары работы услуги реализуемые на территории РФ
791 822 600,0
1 212 247 500,0
1 485 042 900,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
483 035 600,0
753 309 000,0
1 068 990 200,0
Доходы от ВЭД
919 093 800,0
1 662 922 600,0
2 455 079 800,0
Неналоговые доходы
136050800,00
180 178 600,00
4 989 700,00
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
73 004 000,0
85 769 000,0
99 780 600,0
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
58 083 700,0
89 837 800,0
118 694 600,0
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
874 500,0
1 328 300,0
2 231 300,0
Прочие неналоговые доходы
4 088 600,0
3 243 500,0
2 758 400,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8