Рефераты. Жизнь и творчество Федорова Н.Ф

Жизнь и творчество Федорова Н.Ф

Жизнь и творчество Федорова Н.Ф.

ПЛАН

1.Изумительный философ

2.Биография Федорова Н.Ф.

3.Личная жизнь Федорова Н.Ф.

4. Философско-этические взгляды Федорова Н.Ф.

5.Переписка с Ф. Достоевским и Л. Толстым

6. Философское наследие Федорова Н.Ф.

«Философия общего дела»

1.Изумительный философ

В последнее время внимание исследователей русской культуры привлекла своеобразная философская концепция Николая Федоровича Федорова.

Оживление интереса к личности и идейному наследию Федорова не случайно. Условия современной цивилизации, находящиеся в ситуации экономического, энергетического и других кризисов, общего обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых обращаться к истории науки и культуры, отыскивая в ней прообразы решения возникших задач. Это обстоятельство и обусловило интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом. В русском космизме можно выделить две тенденции: естественнонаучную и религиозную. Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф.Федоров.

Федорову, легендарному библиотекарю Румянцевского музея (ныне Библиотеки им. Ленина), оригинальному мыслителю конца прошлого века, неизмеримо больше везло на восклицания удивления и тирады преклонения, чем на пристальное исследование его идей и проектов. Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский "прочел как бы за свои". Л.Н.Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком", а Соловьев называл его "дорогим учителем и утешителем".

Ходили рассказы о колоссальных познаниях Федорова, утверждали, что он знал содержание буквально всех книг Румянцевского музея. "Изумительным философом" назвал Федорова в своих воспоминаниях К.Э.Циолковский.

Помимо философского учения Н.Ф.Федорова, его жизнь также заслуживает внимания и изучения. Хотелось бы остановиться на некоторых подробностях жизни Николая Федоровича, которые позволяют наиболее ярко представить себе образ незаурядного человека.

2.Биография Федорова Н.Ф.

Родился Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П.И.Гагарин, а матерью - дворянская девица Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай получил отчество и фамилию своего крестного отца. После окончания Тамбовской гимназии Федоров учился в Ришельевском лицее в Одессе. Осень 1851 г. - поворотный рубеж в жизни Николая, внешне он означен смертью дяди, его покровителя, и уходом из лицея, внутренне - колоссальным переворотом, когда ему, по его собственному признанию, открылась основная идея его учения, "мысль, что чрез нас, через разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте" С этого времени все его существование подчиняется единому заданию - разработке учения "общего дела", попыткам его распространения. Четырнадцать лет Федоров работает преподавателем истории и географии в уездных училищах средней полосы России, проводя необычную систему обучения, принцип активного участия самих учащихся в познавании, когда материал знаний добывался не столько из учебников, сколько из непосредственного изучения родного края, его географии, растительного и животного мира, истории, запечатленной в местных памятниках, из наблюдений над природными явлениями, звездным небом.

Историю Федоров считал одной из самых важных областей человеческого знания, к которой нельзя относиться формально. Отсюда вырос позднее грандиозный проект "музея", один из основных в учении Федорова. Интересно, что историю философ призывал изучать первоначально не в глобальном, а в узком, интимном плане. Самое важное для него - это знание своих собственных корней. Отсутствие же этого знания, а тем более отказ от своих корней, по Федорову, ведет к варварству, к безднам безнравственности. Это мы могли отчетливо наблюдать на примере нашей "коммунистической" истории, когда отказ от своих родных в некоторых случаях считался, чуть ли не обязательным делом. И именно сейчас многие заново открывают для себя забытые или просто незнакомые страницы истории собственной семьи.

3.Личная жизнь Федорова Н.Ф.

Николай Федорович жил напряженной духовной жизнью. Он всецело посвятил себя служению обществу и свел до минимума свои материальные потребности. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех или пяти часов в сутки на непокрытом горбатом сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое.

Его пища состояла из чая с черствыми булочками, сыра или соленой рыбы. Часто месяцами Федоров не употреблял горячую пищу. Деньги были для него помехой. Получая незначительное жалование (менее четырехсот рублей в год), он отказывался от всякого повышения его. Значительную часть жалования Федоров ежемесячно раздавал своим "стипендиатам". Он не хотел владеть каким-либо имуществом и никогда не имел даже теплого пальто. В то же время Федоров не признавал себя аскетом и искренне сердился, когда ему об этом говорили.

4. Философско-этические взгляды Федорова Н.Ф.

Еще с конца шестидесятых годов один из наиболее близких друзей и последователей Николая Федоровича Н.П. Петерсон стал записывать размышления вслух своего учителя. Он же и отправил в декабре 1877 г. краткий конспект Федоровского учения Ф.М.Достоевскому. В ответ на взволнованное и чрезвычайно заинтересованное письмо знаменитого писателя Федоров и начал более систематическое и полное изложение своих философско-этических взглядов, которое затем составило значительную часть его основного произведения - "Вопроса о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, то есть немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства. Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим."

Федоров ставит вопрос о самом главном разделении, царящем в мире: отрыве мысли от дела, разделении на "ученых" и "неученых". Основной порок "ученых" определяется Федоровым как пассивное, созерцательное, теоретически-познавательное отношение к миру. Крайним следствием такого отношения недаром становится превращение мира в представление, в фикцию. Иначе относится к миру большинство "неученых", которые своим практическим трудом непосредственно вторгаются в безусловную материальную реальность мира. Но действие "неученых" в мире ограничено узкими, прагматическими мотивами. Надо дать ему безбрежно широкий творческий выход, осветив знанием, одушевив высшей целью. Важное место в этой задаче принадлежит самим "ученым".

Безусловно, что в обществе существует деление на "ученых" и "неученых". Но мне кажется, что Федоров чересчур обостряет этот вопрос, так как первоначально оторванное от практики теоретическое исследование, в конце концов, находит применение в жизни. Ведь все технические средства, которые мы сейчас используем - это воплощение научной мысли, существующей ранее лишь на бумаге и далеко отстоящей от практики. Важно только, чтобы плоды умственного труда не обращались во вред человечеству. На это обстоятельство Федоров обращает особое внимание. Сейчас, как мне кажется, все больше и больше людей начинают это осознавать. Необдуманные решения и действия привели к массе проблем, которые беспокоили философа уже в прошлом веке, которые он так ясно предвидел. Это и экологические проблемы, и истощение ресурсов, сельскохозяйственные вопросы и т.д. Об этом речь пойдет позднее.

5.Переписка с Ф. Достоевским и Л. Толстым

Возвратимся к переписке Федорова с Достоевским. Хотя Достоевский умер, так и не дождавшись этого сочинения, то, что прислал ему Петерсон, оказалось достаточным, чтобы отразиться в творчестве последних лет писателя, в романе "Братья Карамазовы".

Переписку Николая Федоровича с Достоевским внимательно изучает Вл. Соловьев, к этому времени уже лично знакомый с Федоровым. В восторженном письме к последнему Соловьев дает высочайшую оценку его идеям. Более того, одно из публичных выступлений Соловьева должно было стать, по договоренности с Федоровым, первым общественным обнаружением его учения. Но этого не произошло. Реферат, с которым выступал Соловьев, а также другие его работы глубоко разочаровали Николая Федоровича.

На восьмидесятые годы приходится и довольно интенсивное личное общение и духовный диалог-полемика Федорова с Л.Толстым, которые отразились в дневниках последнего, переписке, художественных произведениях. Так же как в случае с Достоевским и Соловьевым, Федоров стремился к тому, чтобы убедить Толстого в истине учения "общего дела" и через знаменитого писателя впервые явить его миру.

Здесь необходимо разъяснение. Николай Федорович нес в себе особое чувство общности духовного достояния всего человечества, понимание того, насколько каждый автор обязан в своем творчестве эпохе, окружению, предшественникам, в конечном итоге всем когда-либо жившим на Земле людям. Отсюда внутреннее неприятие всякого выпячивания личности, индивидуального авторства. Федоров считал славу и популярность проявлениями бесстыдства. Его статьи печатались под псевдонимом. Большую часть из них он не опубликовал совсем.

Самому выступить с учением, выражающим, по его убеждению, глубинные потребности всех людей, всех поколений, прошедших и будущих, главные судьбы всего человечества, московский библиотекарь, маленький человек по господствующей культурной номенклатуре, противился и был готов уступить это право

какому-нибудь значительному, признанному и близкому по духу деятелю своего времени.

Интересно, что в книге известного американского психолога Дейла Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" среди прочих рекомендаций на тему: "Как склонять людей к своей точке зрения" существует и такая: не беспокойтесь, если не Вам будет приписана честь авторства. Главное - результаты. Это очень похоже на то, что в течение своей жизни пытался делать Федоров, но, к сожалению, ему не повезло.

Несмотря на весь интерес к учению Федорова, Толстой был далек от его приятия, он углубился в развитие собственного нравственно-религиозного учения, стоящего на началах, вызвавших резкую критику Н.Федорова. С начала девяностых годов их пути окончательно расходятся.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.