Рефераты. Уильям Джемс о предмете философии, ее методе и отношении к науке и религии

го чудеса и свободную от законов природы волю Провидения. Он не

находит оснований, запрещающих смешение идеального и реального ми-

ров путем причисления воздействия идеального мира к тем силам, ко-

торые причинно обусловливают явления реального мира, в отличие

представителей "утонченного" супранатурализма, которые предполага-

ют, что подлинное соприкосновение таких различных сфер бытия, как

реальное и идеальное совершенно недопустимо, то есть мир идеальный

не является миром фактов, а только миром смысла и ценности фактов,

являющийся только лишь отправной точкой для оценивания фактов.

Последняя сентенция совершенно неприемлема для Джемса. "Инстинкт и

разум,- пишет он,- одинаково подсказывают убеждение в том, что су-

ществование таких принципов, которые бы никак не отражались на ре-

альных фактах, совершенно невероятно."

"Я потому так резко и обостренно ставлю этот вопрос, что об-

щее течение академической мысли враждебно мне, и я чувствую себя в

положении человека, который должен всей своей силой налечь на

дверь и отворить ее, если не хочет, чтобы ее защелкнули за ним и

таким образом заперли ему все входы и выходы."

В конце концов он прямо формулирует свое отношение к религии

таким образом:"Если существует иной, более обширный мир, чем мир

нашего обыденного опыта, если в нем существуют силы, которые время

от времени оказывают на нас свое воздействие, если облегчающим это

воздействие условием является отсутствие "наглухо запертой двери в

сублиминальную жизнь", то из всех этих элементов складывается тео-

рия, вероятность которой подтверждается явлениями религиозной жиз-

ни. Она состоит в том, что некоторая надмирная сила - БОГ - оказы-

вает непосредственное воздействие на тот естественный мир, к кото-

рому принадлежит весь остальной наш опыт".

Однако, из вышеизложенного не должно сложиться неправильного

представления о том, что Уильям Джемс полностью отвергает научный

подход. Напротив, он по праву считается классиком научной психоло-

гии. Основным научным методом анализа психологической реальности,

используемым Джемсом, являлся метод интроспекции, впервые приме-

ненный Вильгельмом Вундтом, основателем первой школы научной пси-

хологии - психологии сознания. Джемс изучал сознание с помощью са-

монаблюдения и самоанализа, а также подробного разбора литератур-

ных описаний психических процессов и рассказов людей. Эксперимен-

тальный подход использовался им очень ограниченно, как впрочем и

всей школой психологии сознания, за что она позднее и была под-

вергнута критике со стороны основателя бихевиористской психологии

Дж. Уотсона.

С 1878 по 1890 год Джемс пишет свои "Принципы психологии", в

которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу

изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, на-

ходящихся в сознании. Джемс рассматривал сознание как индивидуаль-

ный, непрерывно меняющийся поток, в котором никогда не появляются

дважды одни и те же ощущения и мысли. Для школы психологии созна-

ния было вообще характерно описание феноменов психики с помощью

метафор из физики: поток сознания, внимание как волна, фокус вни-

мания и так далее. Ведь в то время физика пока еще не вышла за

рамки ньютоновских представлений о классической науке, в которой

все может быть объяснено в универсальных терминах. Тем самым они

хотели подчеркнуть естественную природу психического и свою веру в

то, что психология может стать в один с ряд с естественными наука-

ми и дать законченную и общепонятную картину психики. В последую-

щие годы в физике произошла квантовая революция, поставившая под

сомнение сам образ мышления классических ученых, которая не могла

не отразиться также на представлениях о мире ученых других направ-

лений.

С точки зрения Джемса сознание является функцией, которая "по

всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась

потому, что она полезна". Исходя из такого приспособительного ха-

рактера сознания, он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а

также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Члене-

ние сознания Джемс отвергал, выдвигая положение о его целостности

и динамике, реализующей нужды индивида. Особое значение придава-

лось активности и избирательности сознания, а также его функции в

жизнедеятельности личности как системы, несводимой к совокупности

ощущений и представлений. Согласно Джемсу, сознание соотносится не

только с телесными адаптивными действиями, но и с природой личнос-

ти, под которой понимается "все, что человек считает своим". При

этом личность отождествляется с понятием "Я", рассматриваемом в

качестве особой тотальности, имеющей несколько форм: материальную,

социальную, духовную. Тем самым им был намечен переход от чисто

гносеологического понимания "Я" к его системно-психологической

трактовке и поуровневому анализу.

Стремясь трактовать психику в единстве ее внешних и внутрен-

них проявлений, Джемс (одновременно с датским анатомом К.Ланге)

предложил теорию эмоций, согласно которой испытываемые субъектом

эмоциональные состояния, такие как страх или радость представляют

собой эффект физиологических изменений в мышечной и сосудистой

системах. По Джемсу: "Мы печальны потому, что плачем; боимся пото-

му, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". Таким образом пери-

ферические органические изменения, которые обычно рассматривались

как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Данная теория

представляя собой попытку превратить эмоции в объект, доступный

естественнонаучному изучению. Однако, связав эмоции исключительно

с телесными изменениями, она перевела их в разряд отношений, не

имеющих отношения к потребностям и мотивам, что лишало их адаптив-

ного смысла. Произвольность регуляции эмоций при этом трактовалась

таким образом, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно по-

давить, если намеренно совершать действия, характерные для положи-

тельных эмоций.

Даже когда Джемс обращается в своих исследованиях к такому

тонкому предмету, как религия, предмету, который в некоторой сте-

пени противопоставляется науке, как посоянно подчеркивает и сам

философ, он структурирует свое иссследование таким же образом как

и научную работу, выделяя например такую отдельную главу как

"Предмет исследования", и подчеркивая, что все без исключения сос-

тояния сознания обусловлены органическими процессами.

Жизненность и значительность идей Джемса определяется тем,

что в исследовании вопросов религии он совершенно отказался от

обычных методов рационализма. Его книга "Многообразие религиозного

опыта" претендует на всепроникающее постижение феномена религии.

По существу, это своеобразная энциклопедия мистических пережива-

ний, свод исповедей святых и пророков, размышлений над интуитивны-

ми прозрениями, к которым автор относится с предельным вниманием и

исследовательской пытливостью. Джемс отвергает бесстрастное, умоз-

рительное, чисто интеллектуальное истолкование религии. Он видит в

ней живое, трепетное чувство, невыразимые ощущения души, и вместе

с тем хочет понять, как соотносится религия с самой жизнью, с ее

практическими установками.

Основные идеи автора кажутся значительно опережающими свое

время. Рассуждая о том, что не следует смешивать экзистенциальную

проблему с проблемой ценности, он предвосхищает появление филосо-

фии существования (экзистенциализма). Брошенное им замечание о

том, что философия основана на вере - своего рода предтеча Яспер-

совской философии веры.

Джемс явно формулирует гипотезу, согласно которой разумное

сознание - лишь одна из форм познания мира. Несомненно, существуют

и другие способы мироощущения. Они отделены от интеллекта тонкой

перегородкой. Сегодня мы называем эти "готовые и определенные формы

духовной жизни" измененными состояниями сознания. Без них, по мне-

нию Джемса, представление о мире не может быть законченным. Более

того, как показывает автор, нельзя непогрешимо судить о других ре-

альностях бытия только с позиции разума.

Дистанция между Джемсом и современным уровнем знания - почти

столетие. Но его труд интересен не только историкам философии -

напротив, затрагивая интимные стороны человеческого духовного опы-

та, он и сейчас ведет нас по тайным закоулкам духа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. "Краткая философская энциклопедия", Прогресс, 1999

2. У.Джемс "Психология", Педагогика, 2003

3. У.Джемс "Многообразие религиозного опыта", Наука, 1998

4. "Психология" (словарь), АСТ-Пресс, 2001

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.