В философии Кассирера находит дальнейшее развитие кантовская идея о заданности форм восприятия и мыш-ления как условий возможности опыта и познания. По-добно тому, как кантовские априорные формы восприя-тия и мышления определяют «мир для нас», так и «формы культуры» Кассирера суть единственно возможные фор-мы существования «мира для нас»; потому и они суть формы именно культуры, т. е. мира, созидаемого общественным человеком.
Характерные особенности критического идеализма Кассирера можно сформулировать следующим образом: 1) расши-рение области применения критического анализа; 2) по-пытка построить на основании философии Канта (и да-же вывести из «критического, или трансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведения форм культурного созна-ния к логическим основаниям науки; и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.
Эти формы, «содержащие в себе систему символов, призваны не просто отображать мир, в них отложились различные основные способы мышления, понимания, представления, вооб-ражения и описания» мира человеком; они (каждая из них) составляют тот целостный мир, в которых осу-ществляет себя человек и в которых он живет.
Рассмотренный материал позволяет видеть, что главная особенность концепции Э. Кассирера состоит в том, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ее форм.
Отсюда Кассирер развивает идею о культурном созна-нии: наука (научное знание) есть только одна из форм объективации сознания; искусство, религия и нравст-венность также являются формами, в которых снят, «элиминирован», отчужден отдельный субъект. Это все общие формы объективированного сознания обществен-ного человека, и в них осуществляется общественная жизнь человека.
Характерные особенности критического идеализма Кассирера можно обобщенно сформулировать следующим образом: 1) расши-рение области применения критического анализа; 2) по-пытка построить на основании философии Канта (и да-же вывести из «критического, или трансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведения форм культурного созна-ния к логическим основаниям науки; и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.
Важно подчеркнуть, что концепция Кассирера сохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научному осознанию; и вообще они не ограничивают-ся духовной сферой, аферой сознания человека, сфе-рой «культурного сознания»; объективированные от человека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлинную действитель-ность, которая непосредственно дана человеку.
Важно отметить также, что согласно Кассиреру, объективно история возможна благодаря тому, что существует историческое сознание.
Задача реконструкции прошлого, задача воссозда-ния подлинной жизни, получившей внешнее выраже-ние в символических системах своего времени, выпол-няется историей благодаря особому научному методу, характерному только для истории--методу интерпре-тации. Интерпре-тация как историческое понимание у Кассирера -- научный метод, рационально представимый и рацио-нально применимый.
Таким образом, основные идеи философско-культурной концепции науки Кассирера представляют безусловную ценность для развития современной науки.
2. Э. Кассирер. Познание и действительность. \\ СПб., 1912.
Г. Гегель. Наука логики, т. 3. \\ М.: Мысль, 1972
И. Кант. Критика чистого разума. Соч., т. 3,
Г. Геворкян. Очерки истории и методологии науки.
Страницы: 1, 2