Рефераты. Философия как наука

Диалектическое содержание взаимоотношений С. и я. было раскрыто марксистской философией. С. и я.-- универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: «...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существ, связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой но отношению к явлению, сущность также изменяется: «...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 227). Теоретич. познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: «...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубленно познания человеком явлений, мира...» (тал же, с. 136). Характеризуя развитие человеч. познания, В. И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, I; сущности второго порядка и т. д. без конца» (там же, с. 227).

(Ильеников О. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Напитало»)

ДИАЛЕКТИКА - (греч. искусство вести беседу) теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «ДИАЛЕКТИКА» в исторической философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истинны путем столкновения противоположных мнений; способ ведения, ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксефонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5,12). Платон назвал диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит понятие истинно сущего - идей, движение мысли низших понятий к высших понятий к высшим. Софисты придали термину «ДИАЛЕКТИКА» дурной оттенок, называя диалектику искусство представить ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, 11, 24, 1402 а 23), мегарцы диалектикой называли искусство спора (Платон, Софист, 253 ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность, которая неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические (пригодные для научного доказательства), диалектические (применяемые в споре) и эристические. В диалогическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходит к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектических умозаключения только случайно эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность.

В философии факта диалектика - логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.

ВЗАИМОСВЯЗЬ - категория, выражающая тот факт, что все предметы и явления находятся в бесчисленных связях между собой, в процессе изменения материального мира. Взаимосвязь существует как переходящий результат и момент этого процесса. Все предметы и явления принадлежат одному и тому же материальному миру; в нем они возникают, изменяются и исчезают, превращаясь в другие предметы и явления. Эта нигде не прерывающаяся всеобщая взаимосвязь предметов и явлений, или единство мира, заключается в их материальности. Это означает, что все возможные изменения, содержащие в любом отдельном предмете или явлении, вызываются изменениями в других предметах и явлениях и, в свою очередь, вызывают эти последние. Каждое отдельное явление, таким образом, связано с другим множеством переходов, отношений, воздействующих, имеющих взаимный характер.

Диалектический материализм не ограничивается отстаиванием исходного тезиса о том, что «все связано со всем», но нацеливает мышление на отыскание и раскрытие конкретной взаимосвязи, конкретного единства тел, явлений, событий фактов.

Взаимосвязь - одна из наиболее общих и абстрактных категорий диалектики. Все другие категории (причина, действие, необходимость, случайность, закон, противоречие и т.д.) суть конкретные виды и способы взаимосвязи. Через эти категории и раскрывается ее конкретное содержание. Это имел в виду Энгельс, определял диалектику «как науку о связях» или, то же самое, - о «законах всякого движения», ибо реально взаимосвязь осуществляется только через движение в его многообразных формах. Без движения взаимного изменения тел, явлений невозможно.

18. Необходимость и случайность. Вероятность. Проблемы свободы.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ, соотносительные филос. категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость (Н.) -- отражение преим. внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. нап-равлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в определ. объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность (С.) -- отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется неск. различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления Н. и дополнение к ней.

Н. вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в структуре объективного мира, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). С. появляется в результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределённостью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей. В зависимости от степени детерминированности, причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки Н. может быть подразделена на такие осн. виды: Н., выражающая объективно существующие стороны и связи природы и общества; П., выражающая объективно существующие стороны и связи идеальных явлений; внутр. Н., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира; внеш. Н., порождаемая привходящими обстоятельствами; Н. более общего, фундаментального порядка, действие к-рой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности; Н. менее общего порядка, действие к-рой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная Н., определяющая поведение совокупности объектов, к-рая выражается статистич. закономерностями; простая Н., определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, к-рая выражается динамич. закономерностями; Н., управляющая явлениями действительности, к-рая может одновременно выражаться как статистич., так и динамич. закономерностями.

С. также подразделяется на ряд видов: внутр. С., органически связанная с данной Н.; внеш. С., выступающая как нечто постороннее по отношению к данной Н. и вызываемая преим. побочными факторами; объективная С., к-рая вызывается влиянием различных объективных условий; субъективная С., порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом, нарушением объективно действующих законов.

Ф. Энгельс подверг критике метафизич. материалистов, а также показал несостоятельность механич. детерминизма, вообще отрицавшего С.

В объективной действительности Н. и с. не существуют в чистом виде: «...случайность -- это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью».

В ходе развития науч. познания представления о соотношении и природе Н. и с. претерпели существенные изменения. Модель мира, созданная в классич. механике, отвергая объективные основы С., ориентировала познание лишь на раскрытие Н.-- строго однозначных связей и отношений в природе. Развитие термодинамики и утверждение статистич. идей и методов привело к концептуальной перестройке в науках о природе, к-рая основывалась на признании С. как самостоят, начала, элемента строения и фактора эволюции материального мира. Исследование эволюц. процессов (прежде всего дарвиновская модель развития) показало роль С. (как отражения реального разнообразия) в развитии живой природы. Для понимания природы С. важное значение имело создание квантовой механики, к-рая раскрыла вероятностный (случайностный) характер поведения микрообъектов, а также глубокую диалектич. взаимосвязь Н. и с. в квантовых процессах. Изучение физич. основ процессов самоорганизации привело к разработке бифуркационных моделей развития, к-рые рассматривают С. как нелинейную характеристику материальных взаимодействий, порождающую в точках ветвления (бифуркации) процесса новую линию эволюции. Целостный анализ реальных процессов или систем предполагает раскрытие диалектики Н. и с., внутренне присущей строению и эволюции материального мира.

19.СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА -

филос. категории, во взаимосвязи к-рых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутр. процессов, связей, противоречий и тенденции, а форма есть способ существования и выражения содержания.

В истории философии понятие «форма» выступало в единстве с понятием «материя», означающим сохраняющийся субстрат всех изменений. В новое время Ф. Бэкон, исходя из многокачественности «материи», утверждал примат последней над формой. Кант выдвинул тезис, согласно к-рому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиц. проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект -- вопрос о С. и ф. мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Гегель ввёл категорию «содержание», к-ран включает форму и «материю» как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. и ф. есть взаимоотношение диалектнч. противоположностей, т. е. их взаимопревращение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.