Рефераты. Философия. Ее роль в жизни общества

Философия. Ее роль в жизни общества

Философия.

Ее роль в жизни общества

А. А. МИГОЛАТЬЕВ, доктор философских наук, профессор

Философия и наука

В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло при-мерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?

Казалось бы, по сущностным и формальным призна-кам тут все ясно. Философия -- это теоретическое зна-ние, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые сте-пени в области философских наук; философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет -- одна из обязательных наук в перечнях, ут-верждаемых официальными государственными инстанци-ями. И тем не менее проблема «философия и наука» ос-тается.

Представляется, что в строгом смысле слова филосо-фия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не являлась и не является наукой. Это касается прежде всего таких основ-ных атрибутов философии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория и метод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любых наук (их в XX в. насчитывались сотни): естествен-ных, общественных или технических.

Даже самая высокоразвитая наука (например, совре-менная физика), обладающая мощнейшим теоретическим потенциалом, включающая в себя многие относительно самостоятельные науки (физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы, астрофизика и др.), будучи даже фундаментальной, остается все же частной наукой. Ее предмет -- конкретная область действительности, часть, сектор, фрагмент бытия. Соответственно этому могут быть оха-рактеризованы собственная теория данной науки и при-сущий ей метод исследований части природы, общества или особенностей человека, его жизнедеятельности.

Философия по самой своей природе не знает подоб-ных ограничений. Поставить философию в один ряд даже с фундаментальными науками (не говоря уже о множе-стве специальных и прикладных) означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве человеческого знания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan -- все и logos --- понятие, мысль, разум). Она не включает все сведения, добытые понятийным мышлени-ем; не аккумулирует все достижения человеческой мыс-ли; не обнимает собой всю разумную деятельность. Од-нако вне философии Логос проявить себя не в состоянии. Иначе люди лишились бы по крайней мере осознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом мире они живут и в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл существования.

Однако соотношение философии и науки отнюдь не сводится к формальному установлению их различий. У них много общего, нельзя возводить между ними своего рода «китайскую стену»: общее и особенное тесно переплета-ются между собой, дополняя и одновременно отрицая друг друга.

Действительно, общее у философии и науки -- изуче-ние законов, хотя и неодинаковых по своей общности, объекту и предметности. Философия, как и наука, обла-дает категориальным и понятийным аппаратом с прису-щими ему характерными особенностями. Их объединяет также общее стремление к постижению истины, однако при этом в философии содержится не только знание, по-лученное в результате познания действительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе нрав-ственная) оценка знаний. Существенно различаются так-же способы, средства, методы философской, и научной верификации (лат. verus -- истинный и facere -- делать), т. е. проверки истинности теоретических положений, ус-тановления их достоверности опытным путем с помощью определенных критериев.

Философия, как и наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный; способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически выстроенное академичес-кое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с ис-кусством.

Как обобщенный и систематизированный теоретичес-кий аналог действительности философия подобно науке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законы и принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядом об-щенаучных черт, одновременно имеет особый общетео-ретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями (институты, отделы, кафедры, лабо-ратории), средствами научного поиска и кадрами ученых.

Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится к их другим ха-рактеристикам. Так, история философии и науки -- бесконечный процесс развития и взаимообогащения, но на-ука в большей степени исторически детерминирована (лат. determinare -- определять), нередко ситуативна и прогрес-сирует, по преимуществу, линейно. А философия, позна-вая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается к истокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста, в ее истории важнее имена, чем результаты.

Процесс познания действительности сближает и ронит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma -- принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью, В философии же проти-воречие -- одно из основных понятий наряду с антиноми-ями (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения). Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философс-кий релятивизм (лат. relativus -- относительный) -- учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает обще-значимые, бесспорные истины, то отдельные философс-кие положения могут существенно разниться, варьиро-ваться применительно к Западу (европейская филосо-фия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельным странам.

Таким образом, философию и науку многое объединя-ет и одновременно разъединяет. Было бы недальновид-ным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука -- «сама себе фило-софия». Ошибочно также принижать роль науки, возве-личивать философское знание в ущерб научному. В су-ществовании философии и науки состоит общая соци-альная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду парамет-ров нетождественные, разные формы познания действи-тельности.

Философия и культура

Понятие «культура» получило распространение в Ев-ропе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.). Само же это слово латинского происхождения (cultura -- возделывание. обработка), имевшее непосредственное отношение к зем-ледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и об-щечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исто-рически (генетически) и субстанционально (по своей сущ-ности) -- детище человека, различных видов его деятель-ности в личностных, групповых и общественных рамках. Это объективная реальность, в которой воплощены спо-собы и результаты деятельности людей -- подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действи-тельность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функ-ционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с осво-бождением человека от природной зависимости, его по-рабощения государством, обществом, собственными по-роками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения оп-ределяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том чис-ле сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в созда-нии материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповтори-мостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается из-вестная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом нагляд-но свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о кри-териях развития культуры, в том числе характере (спосо-бе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, фи-лософии, литературы; роли религии в жизни общества;

качественной оценке и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на мате-риальное, духовное и производство самого человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в том смысле, что служит основани-ем для типологии культуры, но и для такого обобщающе-го ее определения, как культивирование «всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а по-тому и потребностями, -- производство человека как воз-можно более целостного и универсального продукта об-щества...»1

Итог развития человека, его материальной (производствен-но-экономической) и идеальной (духовной) деятельнос-ти. Она итожится двояко: результатом ее выступает ви-димое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разно-образных товаров, услуг и информации, и незримое, скры-тое, но особой ценности внутреннее богатство челове-ческой личности,

Философия, используя аксиологический (гр. axia -- ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотно-шение внутреннего мира человека, его мировоззренчес-ких ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и вне-шних форм жизнедеятельности, направленной на созда-ние общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и сово-купный результат его развития,

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.