Рефераты. Современная банковская система РФ

- достаточно успешно в рамках закона о реструктуризации кредитных

организаций осуществляется реструктуризация отдельных крупных

банков;

- сохранены банковские технологии и имущественные комплексы для

ведения конкурентоспособной банковской деятельности;

- к участию в капиталах банков привлечены новые участники и

акционеры.

Общая оценка текущей ситуации в банковском секторе России на

сегодняшний день заключается в констатации относительной стабильности

системы, достижения в целом приемлемого уровня финансового состояния

кредитных организаций и темпов развития банковского дела. Относительный

характер оценки специально подчеркивается с учетом того, что все результаты

функционирования банковской системы можно рассматривать как позитивные

исключительно в рамках тех общеэкономических и правовых условий, в которых

работают российские кредитные организации. Банковский сектор является

частью единой экономической системы страны, и состояние этой системы в

основном и главном определяет характер и динамику развития ситуации в

банковском секторе.

В настоящее время доля финансово стабильных банков в активах

действующих кредитных организаций, по оценкам Банка России, составляет

88,6%. По итогам 2000 года прибыль получили более 93% действующих кредитных

организаций (для сравнения: в реальном секторе экономики прибыльны 6 из

10 организаций).

Банковский сектор пока не вышел на уровень середины 1998 года по ряду

объемных параметров банковской деятельности — активам, капиталу, вкладам

населения. Однако соотношение совокупных банковских активов и ВВП на начало

2001 года превышает соответствующий докризисный показатель (34,0% против

30,4%). Удельный вес доходов, доверяемых населением банковской системе,

также несколько выше предкризисного уровня и составляет 12,2% (против 11,9%

до кризиса). Кредиты реальному сектору экономики превысили предкризисный

уровень в реальном исчислении почти на 10%.

Оценивая общее состояние банковской сферы, можно тем не менее

констатировать, что, несмотря на улучшение состояния дел, продолжают

действовать факторы ее системной неустойчивости. Банковская система по-

прежнему играет скромную роль в экономических процессах. Требует

значительного повышения уровень корпоративного управления и

транспарентности банков.

Понимая слабости российской банковской системы, мы одновременно не

являемся сторонниками попыток их революционного устранения. С нашей точки

зрения, гораздо важнее не мешать развитию нормального банковского бизнеса,

создавая для него надлежащие условия, чем пытаться навязать кажущиеся кому-

то идеальными формы организации банковского дела. Наиболее характерным для

некоторых экспертов является желание определить направления специализации

отдельных кредитных организаций, административно отрегулировать величину

банков, создать привилегированные условия для отдельных отраслей,

привлекающих банковские услуги, или отдельных клиентов банков. Между тем

рыночные принципы организации банковского дела предопределяют, а практика

показывает, что наиболее эффективно эти вопросы решаются не

непосредственным вмешательством государства в таинства бизнеса, а через

создание ему адекватных благоприятных условий развития.

Задачи реформирования банковской системы

Позиция Банка России в отношении дальнейшего развития банковского

сектора отражена в проекте документа “Концептуальные вопросы развития

банковской системы Российской Федерации”. Подготовленные материалы вызвали

живой интерес. Банк России получил комментарии, в том числе Ассоциации

российских банков, многих других заинтересованных организаций. Сейчас стоит

задача найти общее понимание некоторых принципиальных направлений развития

банковского дела в России. В этой связи остановимся на ряде проблем.

1. Укрепление устойчивости банковской системы, исключение возможности

системных банковских кризисов

Политика государства в отношении банковского сектора, как и всей

экономики в целом, призвана обеспечивать системную стабильность и создавать

необходимые условия для развития рынка на базе здоровой внутриотраслевой и

межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на

единых принципах, установленных для коммерческих организаций, и

базироваться на коммерческих интересах при соблюдении требований к

устойчивости банков, которые отражены в том числе в нормах банковского

надзора, ориентированных на международно признанные подходы.

Меры, которые может предпринять государство в целях формирования

благоприятных условий развития бизнеса, весьма разнообразны. Если говорить

о значимости мер с точки зрения их “материальности”, то одно из первых мест

занимают меры в сфере налогообложения.

Одним из чрезвычайно актуальных решений является здесь урегулирование

вопросов определения доходов, расходов, относимых на себестоимость

банковских услуг, и налоговой базы. Эта тема имеет два аспекта.

Очевидно, банки, как и прочие субъекты экономики, не могут платить

налоги с предполагаемых доходов. Такого рода решение, по существу, ведет к

декапитализации экономических субъектов, т.е. к дестабилизации всей

экономической сферы. Крайне негативно это отражается и на возможностях по

развитию бизнеса, причем особенно остро это скажется на банках, имеющих

существенный объем кредитов и инвестиций, который в соответствии с

пруденциальными нормами “завязан” на капитал. Исходя из этого принятая в

первом чтении гл. 25 Налогового кодекса, предусматривающая налогообложение

всех сколько-нибудь значимых организаций по методу начисления, фактически

ставит фискальные интересы государства над интересами экономического роста.

Для кредитных организаций применение предусмотренного этой главой порядка

может иметь самые негативные последствия.

Далее. Если государство действительно заинтересовано в расширении

кредитования банками реальной экономики, необходимо предусмотреть более

разумное распределение возникающих при этом рисков. Необходимо, в

частности, чтобы резервы, создаваемые под все добросовестно принятые

банками риски, включались в себестоимость банковских услуг и соответственно

исключались при определении налоговой базы. В противном случае и здесь

имеет место уплата налогов с убытков, т.е. декапитализация банков со всеми

вытекающими последствиями.

Пора приступить к практической реализации намеченных в

правительственной программе изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих

в том числе исключение из налоговой базы величины прироста стоимости

инвестиций иностранной валюты в уставные капиталы банков. Следует отметить,

что установление для кредитных организаций единой с другими юридическими

лицами ставки налога на прибыль является необходимым, но далеко не

достаточным решением в сфере налогообложения.

Следующий важнейший компонент обсуждаемой темы — это риски банковской

деятельности. Известно, что развитие банковского сектора сдерживается

рисками, в том числе системного характера. К числу основных внешних

факторов риска относятся недостаточно высокие темпы структурных

преобразований в экономике, высокий уровень налогообложения, низкая

кредитоспособность многих и низкая транспарентность огромного большинства

отечественных предприятий, низкий уровень развития финансовых рынков и в

целом системы денежных отношений, слабость правовой защиты кредиторов и

инвесторов, включая серьезные недостатки правоприменения, недостаточное

законодательное обеспечение возможностей банковского надзора.

К числу внутренних факторов рисков можно отнести низкое качество

управления в целом ряде кредитных организаций, включая неэффективность

систем управления рисками и внутреннего контроля, олигополистическую и

нетранспарентную структуру собственности, слабое развитие современных

банковских технологий.

Развитие системы корпоративного управления является ключевым элементом

обеспечения финансовой стабильности банков. Основным звеном этой системы

выступает управление рисками.

В условиях ориентации банков на обслуживание реальной экономики на

первом месте стоит управление кредитным риском и риском ликвидности,

включая вопрос координации управления указанными видами рисков. Безусловно,

рыночные, операционные и правовые риски также требуют самого пристального

внимания.

Управление рисками должно базироваться на их эффективном мониторинге,

доведении необходимой и достаточной информации до соответствующих

сотрудников и органов управления кредитных организаций, эффективных

процедурах принятия и контроля за выполнением решений, а также контроля за

функционированием системы корпоративного управления в целом.

Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и

на консолидированной основе. Консолидированное управление рисками должно

состоять прежде всего в оценке риска по банковской группе и комплексном

управлении финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую

группу, в целях разумного сочетания финансового результата и уровня риска в

рамках группы. Кредитные организации, входящие в состав многопрофильных

банковских групп в качестве головных организаций и участников, должны

принимать во внимание риски, связанные с усложнением организационной

структуры управления и системы внутреннего контроля, в том числе и в силу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.