Рефераты. Новые виды банков и их функции

установленное время получает их обратно, т.е. налицо существование

принципов срочности и возвратности; за свою услугу он получает

вознаграждение в виде комиссионных - тем самым обеспечивается реализация

принципа платности. Следовательно, по своему содержанию лизинг

соответствует кредитным отношениям и сохраняет сущность кредитной сделки.

Таким образом, если рассматривать лизинг в качестве передачи

имущества во временное пользование на условиях срочности, возвратности и

платности, его можно классифицировать как товарный кредит в основные фонды.

В экономическом смысле лизинговый кредит есть кредит, предоставляемый

лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование

имущества. Субъектами лизингового кредита выступают в лице заимодателя -

лизингодатель и в лице заемщика - лизингополучатель, а объектом ссуды

являются машины, оборудование, транспортные средства) и другие элементы

основных средств.

3.2. Факторинговое обслуживание

Факторинг - переуступка факторинговой компании неоплаченных

долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между

контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях

коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского,

информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания

поставщика.

В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых

требований факторинговой компании, что является общим элементом для всех

видов факторинга.

Факторинговые операции банков классифицируются как:

. внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны по

договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся

в одной и той же стране, или международные;

. открытые, если должник уведомлен об участии в сделке

факторинговой компании, или закрытые (конфиденциальные).

Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется

путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей,

что правопреемником по возникающему долгу является определенная

факторинговая компания и что платеж должен осуществляться в ее

пользу;

. с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику

возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные

условия связаны с рисками, которые возникают при отказе

плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными

рисками;

. и другие (менее распространенные в отечественной практике).

3.3. Трастовые операции

В зарубежной практике под трастовыми подразумевают операции банков

или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнению иных услуг

по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица.

На основании заключенного между заинтересованными сторонами

договора (или по завещанию) доверенное лицо приобретает соответствующие

права и выступает распорядителем имущества включая остатки средств на

банковских счетах. Доверенное лицо обязуется распоряжаться имуществом в

пользу бенефициара, которым может быть сам доверитель имущества либо третье

лицо. Содержание договора может включать распоряжение по завещанию

имуществом завещателя в пользу наследников, принятие ценностей на хранение,

урегулирование требований кредиторов по отношению к неплатежеспособному

лицу или распоряжение средствами и делами обанкротившейся фирмы, управление

имуществом в качестве опекуна несовершеннолетнего лица.

При осуществлении доверительных операций доверенным лицом может

являться как физическое, так и юридическое лицо: специализированная

компания (страховая фирма, траст-компания), коммерческий банк. В тех

случаях, когда доверенным лицом является коммерческий банк, он, будучи

связанным отношениями по доверенности со своим клиентом, действует от имени

своего доверителя и в его интересах либо в интересах третьей стороны.

Трастовые операции используются коммерческими банками в следующих

целях:

. как источник получения дополнительного дохода;

. в качестве способа приобретения контроля над крупными

корпорациями и их денежными средствами;

. для налаживания связей с крупной клиентурой;

. для преодоления ограничений, установленных для коммерческих

банков некоторых стран в области инвестиционной деятельности.

Осуществляя инвестиции в ценные бумаги, траст-отделы банков

предпочитают вкладывать средства, во-первых, в акции фирм, с которыми они

имеют длительные деловые связи; во-вторых в ценные бумаги крупнейших

компаний. Это обусловлено стремлением банков уменьшить издержки на изучение

финансового состояния множества компаний и фирм, получить возможность

участия в управлении ряда компаний и контроля над их деятельностью. Кроме

того, коммерческие банки способны оказывать влияние на курсы акций фирм, в

которые они вкладывают полученные в доверительное управление средства,

путем поддержания устойчивого спроса на рынке на ценные бумаги этих фирм.

Использование трастовых операций позволяет маскировать сращивание

банковского капитала с нефинансовым капиталом. Банкам данные операции

(преимущественно с ценными бумагами) позволяют получить контроль над

корпорациями, поскольку получение в доверительное управление ценных бумаг

означает передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг(в том числе

право голоса на собрании акционеров) за исключением права получения дохода

по ним. Как правило доля ценных бумаг, которыми распоряжаются коммерческие

банки по доверенности своих клиентов и которые куплены на средства,

переданные в доверительное управление траст-отделу, превышает долю ценных

бумаг, покупаемых банками за свой собственный счет.

4. Современный кризис банковской системы и возможные решения

проблем

В странах с рыночной экономикой в банковской системе время от времени

возникают проблемы и кризисные ситуации. Был разработан целый ряд

частично противоречивых, частично дополняющих друг друга теорий,

пытающихся объяснить их основные причины на макроэкономическом уровне.

В предыдущем разделе курсовой работы я рассмотрел некоторые наиболее

важные, по моему мнению, причины. Теперь давайте посмотрим, что можно

сделать в сложившейся ситуации.

Во-первых:

Главными причинами неплатежеспособности банков в странах с переходной

экономикой являются плохое качество активов и не прекращающаяся выдача

новых непогашенных в срок ссуд. Поскольку часть производственных мощностей

в этих странах неэффективна, многие предприятия становятся

нежизнеспособными. Ни одна банковская система не может при нормальных

условиях оставаться кредитоспособной, если ее основные клиенты и,

следовательно, реальная экономика не будут рентабельными и не будут

развиваться.

Таким образом, продолжение операций проблемными банками без всяких

изменений в их работе приводит к замедлению темпов экономического роста.

Чтобы не создавать новые убытки, банки, которые, по всей вероятности

останутся неприбыльными даже после рекапитализации, следует закрывать, если

только не появятся особые обстоятельства. В данном случае не следует

забывать, что, если проблемные банки играют важную роль в платежной

системе, то обеспечение клиентов альтернативными платежными услугами может

оказаться непростым делом. Кроме того, потеря депозитов отрицательно

скажется на доверии к банкам и может вызвать общее уменьшение объема

сбережений, которые хранятся в банковской системе.

Во-вторых:

Банки не могут работать как прибыльные финансовые посредники, если

вкладчики не уверены в том, что, ссуженные банкам средства будут

возвращены. Потеря доверия приведет к изъятию депонентами своих средств

из банков, что увеличит стоимость банковского капитала и будет грозить

острым кризисом ликвидности. Подобное влияние на ликвидность может играть

относительно важную роль, если расходы на перестройку банковской системы,

по крайней мере, частично, несут кредиторы частных банков.

Если банки и их клиенты не удостоверятся в том, что ликвидность вскоре

будет обеспечена и что риск неплатежей по ссудам носит ограниченный

характер, сужение кредитования и экономический спад могут продолжаться и

после того, как закроются нежизнеспособные предприятия и банки. Снижение

возможностей банков по мобилизации сбережений в форме депозитов ограничит

их способность в предоставлении новых кредитов, что побуждает предприятия

искать альтернативные источники средств. Это могло бы дать толчок

развитию рынка ценных бумаг или их частному размещению, хотя возможности

были бы ограниченными, поскольку небанковские поставщики капитала зачастую

обладают еще меньшей информацией о предприятиях-заемщиках, чем банки. Для

снижения риска банкротств в результате массового изъятия депозитов

вкладчиками в ходе перестройки может потребоваться достаточно широкая

система защиты депозитов.

В-третьих:

Необходимость банковской реструктуризации обычно бывает вызвана

нерациональным кредитованием. Поэтому любые меры по перестройке

банковской системы должны быть нацелены на улучшение управлением риском в

банках.

Опыт предыдущих случаев финансовой нестабильности служит

свидетельством того, что даже хорошо продуманной системы банковского

надзора недостаточно для того, чтобы предотвратить нездоровую практику

кредитования; недостаточно также полагаться лишь на рыночную дисциплину.

Понимание и хорошее управление рисками на финансовых рынках и на уровне

руководства банков гораздо важнее. Основное внимание следует уделять

повышению финансовой и экономической квалификации, как сотрудников

банковского надзора, так и самих банков.

В-четвертых:

Даже в период кризиса банковской системы главной целью денежно-

кредитной политики центрального банка должно быть сокращение темпов

инфляции. Это обусловлено тем, что

. инфляция лишь временно скрывает проблемы платежеспособности банков,

давая им возможность терпеть новые убытки;

. инфляция порождает финансовую нестабильность и в перспективе замедляет

становление финансовых рынков.

Но есть и другой метод "достижения стабильности", к которому в

неявной форме иногда, к сожалению, прибегает правительство. Это -

стратегия простого выжидания. Выжидания, когда проблемы платежеспособности

банков и предприятий решатся сами собой. Рано или поздно это вызовет

рецидив проблем, которые в этот раз будут гораздо серьезнее, чем раньше.

Заключение

Банковская система молодой рыночной экономики России переживает в

настоящее время тяжелейший этап своего развития. Уже появились новые

виды банков, но остро стоит проблема их надежности.

Проблему устойчивости банков, их выживания и надежности можно

рассмотреть с разных сторон. Прежде всего, это общеэкономическая ситуация,

состояние экономики, направление ее движения на подъем или спад. Во-

вторых, и может быть, самое важное - проводимая в стране кредитно-

денежная, бюджетная политика. И, естественно, деятельность самих банков,

их эффективность, профессионализм персонала, ответственность в делах. Эти

три сферы предопределяют все, что происходит в банковском мире.

Российская банковская система не могла не испытывать влияния

современного экономического кризиса ввиду серьезных недостатков в ее

институциональных основах. Период создания и развития совпал с фазой

неуклонно сужаемого материального воспроизводства, все больше

ограничивающего возможности приложения банковского капитала.

В России сложился такой стереотип банковской системы, который не

приспособлен к выживанию. Вспомним, как появились банки в России. Еще не

было никакого закона, было просто совместное письмо, подписанное министром

финансов и председателем ЦБ. Появился закон о кооперации, в котором, были

установлены очень низкие размеры уставного капитала - 500 тыс. руб. для

кооперативных банков. Принятие законов о ЦБ, о банковской деятельности

наложилось на процесс распада Советского Союза. Шла гонка: кто

демократичней, кто либеральней? Конечно, демократия - это великая,

возможно, высшая ценность. Хотя, как говорил У. Черчилль, это худший вид

государственного устройства, но, к сожалению, лучшего никто не придумал.

Но, какая демократия в банковской системе?! Поговорите с

представителями Центральных банком других стран: самый строгий глаз - за

коммерческими банками, действуют очень жесткие нормы надзора за их

деятельностью. У нас же был принят сверхлиберальный закон о банковской

деятельности, и началось создание коммерческих банков. Они вряд ли смогли

бы в конкурентной борьбе занять достаточно твердые позиции, если бы не

началось насильственное разрушение системы спецбанков. Да, надо было с

течением времени приватизировать их. Монополистов нигде не должно быть. От

того, что у нас высокая концентрация производства, получается, что должны

быть банки

- монополисты. Крупные банки - да! Но не монополисты.

Одно дело, приватизация на эволюционной основе спецбанков ,

превращение их действительно в коммерческие банки - то, что произошло

естественным путем. Сейчас Промстройбанк ничем не отличается от Инкомбанка,

Менатепа или "Российского кредита" . Но когда начали насильственно

разрушать, добились только одного: есть стремление быть вместе и работать

вместе. Другое дело - организационные принципы работы надо продумать, какие

наиболее эффективны в свете сегодняшнего дня.

Поэтому появилось очень много мелких, неспособных выжить, банков. И

они, конечно, засоряли, ухудшали экологию банковского дела. Идет процесс их

отмирания, но любой банк, закрываясь, тянет за собой другие банки. Сейчас,

я считаю, мы должны уделить особое внимание процессу банковских слияний, и

Банк России должен продумать механизмы поддержки этого процесса, там, где

слияние направлено на санирование ряда банков и на улучшение финансовых

позиций других.

Список использованной литературы

1. Банк в бизнесе. Москва, «Приор», 1994 г.

2. Банковская наука: состояние и перспективы развития. Материалы

обсуждения за круглым столом. // Деньги и кредит. N 4, 1996 г.

3. Банковское дело. Под редакцией Лаврушина О.И. Москва, «РоСТо», 1992 г.

4. Бановское дело. Справочник. Москва. 1997 г.

5. Динкевич А., Игнацкая М. Первая половина 90-х годов: уроки

экономического кризиса в России // Деньги и кредит. N 4, 1996 г.

6. Долан Д. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. Санкт-Петербург.

1994 г.

7. Егоров С. Обеспечить безопасное ведение банковского бизнеса. //

Банковское дело, N 4, 1996 г.

8. Егоров С. О мерах по стабилизации и повышению надежности системы

коммерческих банков. // Деньги и кредит, N 5, 1997 г.

9. Мэллоу Г. Быстрый рост российских банков. // Бизнес и банки. № 9, 1996

г.

10. Стэнлейк Д. Ф. Экономика. Москва, “РЕСПУБЛИКА”, 1994 г.

11. Федеральный закон о банках и банковской деятельности в РСФСР от 7 июля

1995 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.