не стесняясь при этом выпускать даже облигации с 6 летним сроком погашения.
А также основные усилия свои, сосредоточив на погашение внешнего долга и
своевременного его обслуживания. С одной стороны кабинет министров понимает
необходимость более либеральным реформ в первую очередь в налоговом
законодательстве, а также в таможенном регулирование, но опять же не
хочется рисковать профицитом бюджета, полагая, что в первые годы
либерализации произойдёт резкое сокращение поступлений в бюджет от
собираемых налогов и сборов (так ни разу и не проверив своё предположение в
действие), существенно уменьшая налоговую базу только в высоко доходных
отраслях. Напомним, что с 1 января 2002 г. в Налоговом кодексе произошли
позитивные для банков изменения. Ставка налога на прибыль для них
уменьшилась с 43% до 24%. В результате чистая прибыль банковского сектора
увеличилась за прошлый год в сравнении с позапрошлым на 80-85%.С другой
стороны, рентабельность капитала банковского сектора (16,0% в 2002 г.)
выше, чем в среднем по экономике (7,9%) и по промышленности (10,9%).
Последняя оценка лучше рисует реальную картину доходности банков, поскольку
в их балансах значительную долю занимают привлеченные на возмездной основе
средства. «К началу четвертого квартала 2002 г. доля платных ресурсов в
средствах, привлеченных на внутреннем рынке (без МБК), достигла 63%,
увеличившись с 2000 г. на 8%, – отмечает Олег Солнцев, эксперт Центра
макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. – При такой
динамике в ближайшие три года она достигнет 70-72%. Это будет сдерживать
рост прибыли банков». Говоря о вступление с 1 января 2004 г. в силу нового
таможенного кодекса основной упор был сделан на толлинге, то есть ввоз
продуктов переработки товаров или сырья, при вывозе не облагаются
таможенными пошлинами.[13] Правительство, до сих пор, осторожничает,
сохраняя высокие вывозные пошлины на основные ресурсы страны (это ещё
связанно и с тем, что в ближайшие год, полтора ожидается полная
"качественная" переоценка всей ресурсной базы страны) и таким образом
получая дополнительные доходы от высоких в I квартале цен на сырьё. Что
естественно даёт им уверенность в реализации профицита бюджета, и
обслуживанию внешнего долга, так как доходы от сырьевой, а главное нефтяной
базы страны стремительно росли. Также как и капитал ЦБ:
Капитал Банка России на 1 февраля 2003 года составил 339 млрд. 811
млн. рублей, по сравнению с 1 февраля 2002 года он увеличился на 116 млрд.
616 млн. рублей. Об этом сообщает департамент внешних и общественных связей
Банка России.
Средства на счетах в Банке России на 1 февраля 2003 года составили 921
млрд. 802 млн. рублей, из которых средства правительства РФ - 384 млрд. 581
млн. рублей (с 1 февраля 2002 года по 1 февраля 2003 года они увеличились
на 185 млрд. 240 млн. рублей), средства кредитных организаций-резидентов -
377 млрд. 238 млн. рублей (увеличились с 1 февраля 2002 года на 98 млрд.
831 млн. рублей).
Баланс Банка России в 2003 году
(млн. руб.)
| |01.02 |01.03 |01.04 |
|1. Драгоценные металлы |49 144|48 981|48 914|
|2. Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, |1 491 |1 603 |1 650 |
|размещенные у нерезидентов |122 |358 |672 |
|3. Кредиты и депозиты |218 |214 |212 |
| |403 |280 |786 |
| |
|из них: |
| |3 656 |1 180 |986 |
|— кредитным организациям-резидентам | | | |
| | | | |
| |197 |195 |194 |
|— для обслуживания внешнего долга |298 |772 |559 |
| 4. Ценные бумаги |376 |338 |330 |
| |709 |609 |089 |
| |344 |306 |298 |
|— ценные бумаги Правительства Российской Федерации |356 |524 |636 |
|5. Прочие активы |69 688|69 989|70 033|
| |54 024|53 651|53 264|
|— основные средства | | | |
|Итого по активу |2 205 |2 275 |2 312 |
| |066 |217 |494 |
|1. Наличные деньги в обращении |755 |779 |802 |
| |189 |319 |455 |
|2. Средства на счетах в Банке России |921 |978 |1 001 |
| |802 |480 |416 |
| |384 |384 |398 |
|— Правительства Российской Федерации |581 |684 |829 |
| |377 |414 |419 |
|— кредитных организаций-резидентов |238 |197 |471 |
|3. Средства в расчетах |19 365|20 270|20 051|
|4. Прочие пассивы |168 |157 |148 |
| |899 |342 |789 |
| |— |— |— |
|— кредит МВФ | | | |
|5. Капитал |339 |339 |339 |
| |811 |806 |783 |
|Итого по пассиву |2 205 |2 275 |2 312 |
Но ведь основной прирост денежных средств сложился за счёт
благоприятных цен на нефть, хотя как выяснилось, они послужили и толчком
для инфляции в России. Правительство явно обманывает себя, бессмысленно
растущими показателями, тогда как зависимость всех этих показателей от
экспорта сырья на столько велики, что резкие изменения цены, как вверх, так
и вниз, моментально отображается на российской экономике и промышленности в
целом, как и в том, так и в другом случае – негативно. Нынешний кабинет
министров, это кабинет министров ожидания, а не дела. Предоставив стране
плыть по течению, они всего лишь принимают мало эффективные контрмеры для
защиты российской экономики[14], которые зачастую просто опаздывают и не
способны повлиять на ситуацию в целом. Утверждение: пока правительство не
займётся прямой диверсификацией промышленности, а как следствие и частного
банковского сектора[15], риски в экономике будут велики, нельзя тянуть с
либеральными реформами налогового законодательства, поддерживать
российского производителя надо только уменьшением его собственных издержек,
а не "дедушкиными" способами временного увеличения квот и таможенных
пошлин.[16] Но и это не главное, для малого и среднего бизнеса, в первую
очередь необходимо устранить административные барьеры. На данный момент их
столько, что для полного их описания потребуется ещё одна курсовая,
превышающая в объёме настоящую. Мы уже не говорим об отчисление
предпринимателей бандитам, которых правда стало гораздо меньше, в связи с
приходом на их место силовых структур, которым также платят. Или высочайшие
арендные платежи. Разного рода пожарные, СЭЗ, экологи и т. д. И всем надо
платить, а ведь это не только деньги, но не забывайте про потраченное время
на всевозможные "уговоры" чиновников, большинство предпринимателей
останавливает именно административные барьеры для входа в бизнес, его
расширение. Надо ли упоминать про обналичку, без обналичивающих фирм
российский предприниматель давно перестал бы существовать. Российский
средний и малый бизнес имеет льготный налоговый режим, да, примерно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5