Введение.
На рубеже ХХ века Россия оказалась в сложнейшей экономической и
финансовой ситуации. Ухудшение общеэкономического положения страны
характеризуется резкой девальвацией рубля и всплеском инфляции, достигшей
по итогам 1998 года 84,4%, спадом ВВП и промышленного производства более
чем на 5% за год, сокращением инвестиций в основной капитал на 10%,
снижением реальных денежных доходов населения на 17%. Отсюда вопрос о
взаимосвязи банковской системы и реального сектора экономики является
особенно актуальным и болезненным. Определенная обособленность банковской
деятельности от реальной экономики, несомненна, была одной из предпосылок
финансового кризиса 1998 года. Коренное изменение характера связи банков с
реальным сектором является важнейшим условием не только оздоровления
реальной экономики, но и укрепления самой банковской системы. Основное
внимание в этих связях должно уделяться прежде всего рациональному выбору
банками конкретных партнеров, финансируемых проектов и профессиональной
работе с ними.
В условиях снижения мировых цен на сырьевые ресурсы, а также снижение
внутреннего спроса на продукцию промышленных гигантов возникает тенденция
снижения объемов производства, производственных мощностей и как следствие
рост безработицы. В данной ситуации одним из выходов из социально-
экономической напряженности является развитие и поддержка малого и среднего
бизнеса.
В России по состоянию на 1 октября 1997 года функционировало 844,4
тыс. малых предприятий, на которых было занято 6,2 млн. человек, а также
зарегистрировано 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического
лица. Основным источником их деятельности являются собственные финансовые
ресурсы, а также займы в коммерческих банках на развитие производства и
пополнение оборотных средств. Проблемам предоставления таким предприятиям
банковских ссуд на инвестиционную деятельность посвящена данная дипломная
работа.
Объектом исследования в представленной работе является - организация
процесса инвестиционного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса
муниципального образования «Город Асбест». Предметом исследования
Норильское Отделение Сбербанка России.
Цель исследования - изучить и проанализировать процесс кредитования
предприятий малого и среднего бизнеса (далее по тексту МСБ) по
предоставленной бухгалтерской отчетности, разработать рекомендации по
совершенствованию механизма кредитования и повышения его эффективности.
Задачи, которые предстоит решить:
рассмотреть понятие «малый бизнес», определить его значение в экономике РФ;
изучить механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса на
всех государственных уровнях;
охарактеризовать процесс кредитования и формирования кредитного досье,
методику финансовых расчетов кредита;
на примере Норильского ОСБ провести расчеты платежеспособности заемщика;
предложить пути повышения эффективности деятельности Норильского ОСБ в
процессе кредитования на основе произведенных расчетов и анализа
деятельности.
При подготовке данной работы были использованы труды таких авторов, как
Панова Г.С., Мосяченков Ю.С., Соврушин О.И., Казак А.Ю. и др. При изучении
и анализе мероприятий по государственной поддержке малого и среднего
бизнеса были использованы нормативно правовые акты РФ, ЦБ, инструктивный
материал ЦБ и Сбербанка РФ, региональные Программы поддержки МСБ и др.
В процессе изучения этих материалов, автор обнаружил, что практически
отсутствует статистическая информация и нормативно-правовые акты,
касающиеся предприятий среднего бизнеса. Во всех предоставленных и
изученных материалах делалась ссылка только на малое предпринимательство. В
процессе подготовки материалов, выяснилось, что практически не
представляется возможным предоставить достоверную информацию по
статистическим данным о количестве и отраслевой принадлежности предприятий
малого бизнеса, а также частных предпринимателях в муниципальном
образовании «Город Асбест», так как указанные субъекты не предоставляют
такую информацию ни в статистические органы, ни в администрацию.
При анализе экономической и финансовой ситуации автор пользовался
периодической литературой: журналы «Банковское дело», «Деньги и кредит»,
«Предпринимательство».
Структура работы. В первой главе автор приводит определения малого
предпринимательства, этапы его становления и развития в Российской
Федерации, а также программы поддержки МСБ на различных уровнях
государственной власти: федеральном, региональном, муниципальном.
Приводятся также данные об участии иностранного капитала в инвестировании
МСБ РФ. Во второй главе идет описание этапов развития Сбербанка РФ и анализ
деятельности Сбербанка РФ в современных условиях, для чего предоставлен
баланс за 1997 год (данные за 1998 год будут предоставлены только после
утверждения его собранием акционеров, которое состоится в мае 1999 года).
Кроме того дано описание нормативно правовой базы его деятельности, а также
организационно-функциональной структуры. В третьей главе раскрывается
механизм инвестиционного кредитования, этапы формирования кредитного досье
заемщика на примере клиента Норильского Отделения Сбербанка, в заключении
главы автором делаются выводы и даются рекомендации по совершенствованию
механизма инвестиционного кредитования. Все экономические показатели
приведены в деноминированных рублях.
Малый и средний бизнес. Этапы развития и формы поддержки.
Субъекты малого предпринимательства
Под субъектом малого предпринимательства понимаются коммерческие
организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и
иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя
численность работников за отчетный период не превышает следующих
предельных уровней (малого предприятия)[1]:
. в промышленности -100 чел;
. в строительстве -100
чел;
. на транспорте -100 чел;
. в сельском хозяйстве - 60
. в научно-технической. сфере - 60
. в оптовой торговле - 60 чел;
. в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 чел;
. в остальных отраслях и при осуществлении других
видов деятельности - 50 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические
лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности
(многопрофильные), относится к таковым по критериям того вида деятельности,
доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом
объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия
определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по
договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом
реально отработанного времени, а также работников представительств,
филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей
численности, указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных
действующим законодательством, на период, в течение которого допущено
указанное превышение, и на последующие три месяца.
Федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса
1987 год можно считать годом возрождения предпринимательства в России.
С 1987 по 1991 год - начальный период возникновения, развития и заката
кооперативов, центров научно-технического творчества молодежи, зарождения
индивидуальной трудовой деятельности и малых предприятий.
За этот период было разработано и утверждено большое количество
нормативно-правовых актов:
Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.);
Закон СССР «О кооперации в СССР» (1988 г.);
Положение об организации деятельности малых предприятий (утверждено в 1989
году комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при СМ СССР);
Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» (1990 г.);
Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);
Закон СССР «Об общих началах предпринимательской деятельности граждан СССР»
(1991 г.);
Постановление СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в
РСФСР» (1991 г.).
Субъектами предпринимательства в те годы, кроме кооперативов, были и
малые предприятия, основывающиеся на государственной и муниципальной
собственности. Учредителями малых предприятий были, как правило, крупные
государственные предприятия и местные Советы народных депутатов.
1992 - 1997 гг. - второй период развития малого предпринимательства в
условиях экономической реформы. Этот период характеризуется бурным ростом
числа малых предприятий, формированием нового сектора национальной
экономики, созданием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18