Рефераты. Банковская система РФ и проблемы ее формирования в условиях рыночной экономики

иностранных банков уже в самый момент подачи документов (а не получать

последовательно внутреннюю, расширенную и генеральную лицензии, как это

было до недавнего времени). При этом банк, обладающий уставным капиталом в

5 млн. ЭКЮ, одновременно может претендовать и на получение лицензии по

работе с драгметаллами.

Генеральная лицензия позволяет банку открывать свои филиалы за границей

и приобретать акции банков-нерезидентов. Банк, претендующий на генеральную

лицензию, должен иметь право на проведение всех видов банковских операций

(за исключением работы с населением: заниматься ли ему этим видом

деятельности, должен решить сам банк), иметь собственный капитал,

эквивалентный 5 млн. ЭКЮ, и получить положительное заключение по

результатам комплексной проверки не позднее, чем за три месяца до

предоставления документов.

Второй вид базовой лицензии, дающей право на привлечение средств

населения, кредитная организация может получить лишь после двух лет работы

на рынке. Для этого банк должен иметь устойчивое финансовое положение,

которое будет оцениваться на базе нормативов Банка России, изложенных в

Инструкции ЦБ РФ № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных

организаций» от 30 января 1996 г.

2. Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще

недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах.

Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные и

муниципальные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация

банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных,

клиринговых банков, поскольку для них отсутствует правовая база.

3. Законодательные основы функционирования современной банковской

системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О центральном

банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти

законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и

подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом

издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и

физических лиц и органов государственной власти. В Законе были

усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной

политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что

никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ

РФ по реализации его функций.

В новой редакции «Закона о банках и банковской деятельности» четко

прослеживаются три основных принципа: либерализация ведения банковской

деятельности, усиление мер по обеспечению' устойчивости банковской системы,

приближение положений закона к нормам прямого действия. Закон, по существу,

впервые в российском банковском законодательстве исчерпывающе определил

перечень и существо исключительно банковских операций, для которых

потребуется лицензия ЦБ РФ и которые могут осуществлять только особым

образом зарегистрированные «кредитные организации». Закон внес определенную

ясность в регулирование деятельности банков на рынке ценных бумаг,

обусловил изменения в порядке регистрации банков и ужесточил требования к

сохранению банковской тайны.

В настоящее время на рассмотрении Думы находятся проекты важных для

дальнейшего развития банковской практики законов «Об обязательном

страховании банковских вкладов граждан», «O банкротстве (несостоятельности)

кредитных организаций», «О фондовом рынке» и др.

4. Вместе с тем практика свидетельствует о проблемах в банковской сфере.

Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кредитных

портфелей, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение

резервных требований прочие факторы привели к резкому снижению доходности

банковской деятельности. По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России

завершили 1995 г., а затем и 1996 г. с убытками.

Современная практика развития банковской системы, вышеназванные и прочие

причины предопределили необходимость дальнейшего совершенствования

функционирования банковской системы России, в частности, создания научной

концепции стратегии развития банковской системы и ее согласования с ЦБ РФ и

банковским сообществом.

Глава 2. Обзор технического состояния и обеспечения банков

2.1. Обоснование необходимости и цели использования

вычислительной техники для решения задач.

В современных условиях развития и совершенствования средств электронно-

вычислительной техники, внедрения их в различные сферы производственно-

хозяйственной и экономической деятельности, осуществление банком своих

функций невозможно без использования автоматизированных средств основных

расчетов.

Кроме того , необходимо учесть , что базовая технология была ручная.

Она имела множество недостатков:

- низкая производительность труда из за большого числа вычислений

- большая трудоемкость

- необходимость привлечения большого числа сотрудников для решения

всего комплекса задач

- низкая оперативность

- несовершенство организации сбора и регистрации информации

- недостоверность получаемых результатов Кроме этого , постоянно

нарастающие потоки информации и постоянное усложнение технологии расчетов и

необходимость проведения по ним динамического анализа в ближайшей

перспективе сделали бы ручной вариант просто нереальным.

С внедрением автоматизированной технологии расчетов , сбора и

регистрации большинство из перечисленных недостатков были устранены и

появились новые возможности в проведении анализа. Основные преимущества ,

достигнутые после внедрения машинного варианта:

- появилась возможность проведения более сложных расчетов в динамике

- появилась возможность проведения трехдневного и других форм анализа

- практически полная независимость от объемов и сложности расчета

- разделение труда и разделение функций по рабочим местам и

сотрудникам

- более оперативная обработка данных

- выдача результатов в удобной форме на принтер и экран

- прочие

2.1. Анализ кредитоспособности и финансовой устойчивости коммерческих

банков.

Очевидно , что с развитием рыночной экономики возрастает не только

роль коммерческого банка , но и их количество и спектр предоставляемых

услуг и типов операций . Следовательно , возрастают как риск

непосредственно осуществления операций с конкретным банком так и риск от

совершения определенного типа операции как таковой . Тем более , как

показывает практика , на сегодняшний день наблюдается ужесточение

конкуренции на финансовом рынке и как следствие - банкротство ряда банков ,

отзыв лицензии или просто неплатежи или их задержка в связи с ухудшением

финансового положения , кризисов ликвидности , элементарной

некомпетентности персонала или прямого нарушения договоров и

законодательства . И хотя ЦБ старается следить за деятельностью КБ , но

этого явно недостаточно . Коммерческие банки должны сами отлеживать все

тенденции в развитии как банковского дела в целом , так и финансового

положения банков , с которыми они работают . Также необходимо вести

грамотную политику в отношении активных операций , то есть вводить систему

лимитирования активных операций и рисков , особенно остро эта проблема

стоит при определении лимита на операции на межбанковском рынке , так как

межбанковские кредиты , овердрафты , овернайты , операции с векселями и

т.д. не подразумеваю получения гарантий или обеспечения . Рассмотрим теперь

вкратце основные методы банковского надзора

Банковский надзор

Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные

государственные и негосударственные учреждения . К негосударственным можно

отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы , журналы , газеты . К

государственным можно отнести МВД , ФСК , Минфин , ЦБ . Основную нагрузку в

этом направлении взял на себя ЦБ РФ . Он осуществляет регулирование и

надзор за банковской деятельностью . Надзор осуществляться двумя основными

методами: - Проверка банковской отчетности и нормативов согласно инструкций

- Ревизия

Данная функция ЦБ очень важна , т.к. она позволяет отслеживать как

общие тенденции в банковском бизнесе так и осуществлять оперативный надзор

за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания

инструкций , писем , и т.д.

Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования

банковской системы ЦБ РФ установил следующие экономические нормативы

деятельности КБ:

- нормативы достаточности капитала

- нормативы ликвидности баланса

- минимальный размер обязательных резервов , депонируемых в ЦБ

- максимальный размер риска на одного заемщика

- минимальный размер резервов под кредиты и обесценение ценных бумаг

К сожалению , финансовая отчетность , методы работы , технологии , и

т.д. российских КБ еще очень далека от международных стандартов . Это можно

объяснить рядом причин - отсутствием реального банковского дела в бывшем

СССР , административно - командная система , и т.д.

Как следствие , это осложняет не только анализ деятельности банка , но

и тормозит интеграцию банков РФ в мировую экономику , препятствует

активному сотрудничеству , отпугивает потенциальных партнеров. По этому ,

ЦБ стремиться к постепенному приближению методов бухгалтерского учета и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.