Рефераты. Банковская система РФ

Банковская система РФ

Московский институт предпринимательства и права

Тема:

«Банковская система РФ»

«Банковское дело»

2002 г.

Тема: «Банковская система РФ»

План

Введение 3

1) Причины централизации и регулирования банковской системы 3

2) Тенденция развития банковской системы 4

3) Центральный Банк Российской Федерации 5

4) Банковская система Российской Федерации 6

5) "Минусы" банковской системы России 7

6) Банки в качестве финансовых посредников 7

а) выдача ссуды 8

б) расчеты чеками 8

в) расчет платежными требованиями 9

г) расчет платежными поручениями 10

7) Необходимость денежного контроля 10

Список литературы 11

Введение

При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут

сравниться по своей значимости со стабильной и активно функционирующей

структурой коммерческих банков и эффективной системой управления

финансовыми и кредитно-денежными отношениями . Банковская система в

экономике, связанной рыночными отношениями, исполняет три главные роли:

1. Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей.

В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится

путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами

посредством чеков или электронных переводов. При системе государственного

социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала

необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и

товарообмен между предприятиями определялись государственным планом,

устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике,

связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение

предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом посредством

отлаженно работающей банковской системы.

2. Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют

сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность

осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени

зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем

заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это

особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не

заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная

эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать

новые рынки без привлечения иностранного капитала.

3. Коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежной

политикой Центрального Банка России, регулируют количество денег,

находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при

соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня

цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую

систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно-денежной

политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в

идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста

реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы

и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

1) Причины централизации и регулирования банковской системы

Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия

централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время

представляла собой монополию государственного банка (одноуровневая

банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас

происходит установление новой централизованной банковской системы,

отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь

о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация

здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее

кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности

экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк

подчиняется определенным "правилам игры", установленным государством для

эффективной его работы на финансовом рынке. Децентрализация банковского

дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в

обращении может усложнить инфляционные проблемы. Увеличение инфляции в

конечном счете может привести к стокфляции, стогнации, экономическому спаду

производства. Недостаток денег может затормозить рост экономики,

препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг.

Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская

система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в

наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.

2) Тенденция развития банковской системы

Мировой опыт доказывает, что укрепление покупательной способности

денег невозможно без отлаженно работающей банковской системы. Она играет

главную роль в управлении денежным оборотом при переходе к рыночной

экономике. Начало формированию механизма управления денежным оборотом было

положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в

систему Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков

(Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк).

Важное значение имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал

соединять в себе функции центрального и коммерческого банка, хотя и не

получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической

основе.

Отсутствие двухуровневого построения банковской системы привело к

ведомственному противостоянию специализированных банков и Госбанка СССР.

Монополия одного банка сменилась монополией ведомственных банков.

Сохранилось принудительное прикрепление клиентуры к банкам. Инструментами

кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и

кредитный планы. Не создавались предпосылки для формирования финансовой

инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного

рынка, в общем здорового западного рынка).

Тем не менее был сделан шаг в сторону демократизации банковской

системы. Действительно, созданная в административном порядке система

специализированных банков вскоре показала свою неэффективность. Но в то

время о другой трансформации монобанковской структуры не могло быть и речи.

Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в

результате обособления от Госбанка государственных специализированных

банков. Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой

системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия).

Появление системы специализированных банков дало импульс к

возникновению уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой

основе, количество которых быстро увеличивалось. Их появление изменило

ситуацию в банковской системе. Клиенты получили право выбирать банк, таким

образом, было положено начало конкуренции между банками. Начался

стремительный рост коммерческих банков. Учитывая тот факт, что деятельность

коммерческих банков с принятием банковских законодательных актов получила

правовой статус можно говорить о существовании в настоящее время

двухуровневой банковской системы. Нижний уровень ее образуют коммерческие

банки, а вершину составляет Центральный Банк. С распадом Союза в 1991

году, Центральный Банк

России остался единственным из центральных банковских учреждений

бывшего СССР. Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к Банку России.

Специализированные банки распались и стали акционерными.

Пример становления коммерческого банка можно показать на

Промстройбанке. Он был образован в 1922 году и действовал на протяжении

почти 70 лет. В ноября 1991 года состоялось собрание учредителей

Акционерного инвестиционно-коммерческого банка, ставшего правоприемником

Промстройбанка и сохранившего наименование "Промстройбанк". Сейчас

Промстройбанк остается одним из немногих банков страны, способных выдавать

многомиллионные кредиты.

Банковская реформа 1987 года преобразовала государственные трудовые

сберегательные кассы в Сбербанк СССР как специализированный банк по

обслуживанию населения и юридических лиц. Опыт передовых стран подсказывал,

что сберегательные учреждения всех уровней должны быть выведены из

подчинения Госбанку, чтобы развиваться в коммерческие банки. Следующим

шагом к независимости стало принятое в июле 1990 года постановление

Верховного Совета РСФСР, которым бывший Российский республиканский банк

Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет

Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в декабре 1990

года, Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк,

контрольным пакетом которого владеет Банк России. Став коммерческим,

Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области

совершения депозитных, кредитно-расчетных и прочих кассовых операций, но и

стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные

обязательства третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести

доверительные операции по поручению клиентов (трастовые операции). При

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.