8 раз.
Впервые в банковской практике России Инструкцией № 1 введено
регулирование максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) -
показатель Н8. Этот показатель определятся в виде соотношения величины
вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной
кредитной организацией, остатков по счетам одного или связанных между собой
кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации.
Максимально допустимое значение устанавливается в размере 25%.
Коэффициенты Н9 и Н10 ограничивают максимальный размер кредитов,
гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам
(акционерам).
Показатель Н9 отражает максимальный риск на одного акционера (пайщика)
банка - рассчитывается в виде отношения совокупной суммы требований банка
в рублях и иностранной валюте (в том числе и забалансовых) в отношении
одного акционера (пайщика) к собственному капиталу банка. Не может
превышать 20 %.
Показатель Н10 - максимальный риск на своих инсайдеров, т.е.
физических лиц, являющихся или акционерами (имеют более 5 %акций), или
директорами и членами совета, членами кредитного комитета и т.д. и имеющих
или имевших ранее отношение к вопросам выдачи кредитов - определяется как
отношение совокупной суммы требований (в том числе и забалансовых)
кредитной организации в рублях и иностранной валюте в отношении одного
инсайдера кредитной организации и связанных с ним лиц к собственному
капиталу банка. Значение не может превысить - 2 %.
В целях усиления ответственности банков перед вкладчиками -
физическими лицами ЦБ РФ ввёл показатель Н11, ограничивающий объём
привлекаемых денежных вкладов (депозитов) населения суммой собственного
капитала банка - рассчитывается как процентное соотношение общей суммы
денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственного капитала
банка. Максимально допустимое значение Н11 устанавливается в размере 100 %
.
Впервые в России вводится показатель, ограничивающий долю
использования собственного капитала банка для приобретения долей (акций)
других юридических лиц (Н12) - рассчитывается в виде отношения размера
инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Под
инвестированием понимается приобретение банком долей участия и акций других
юридических лиц. Максимально допустимое значение Н 12 установлено в размере
25 %.
Для анализа ЦБ недостаточно наличия только экономических нормативов,
поскольку основным их предназначением является регулирование деятельности
коммерческих банков. Для целей более полного анализа ЦБР использует
Инструкцию №17.
o Анализ общей финансовой отчетности - это отчетность коммерческого банка,
используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным
банком, руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными
юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой
публикации [5, 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 21, 22, 26, 37, 38, 39, 40].
Финансовая отчетность должна представлять своевременную, правдивую и
точную информацию. Условия международной интеграции капиталов предъявляют
определённые требования к финансовой отчетности, заключающиеся в
необходимой унификации методов и подходов к её составлению, позволяющей
сделать формы отчетов инвесторов и потенциальных получателей средств
различных стран сравнимыми, сопоставимыми.
Первым существенным шагом на пути к решению проблемы совершенствования
отчетности коммерческих банков Российской Федерации была разработка Рабочей
группой ЦБ РФ по реформе бухгалтерского учета в коммерческих банках
Временной Инструкции ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности
коммерческими банками от 24.08.93 года № 17 (далее - Инструкция № 17).
Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую форму общей
финансовой отчетности, которая приблизит российские нормы бухгалтерского
учета в банках к международным стандартам и практике, позволит банковским
аналитикам проводить необходимый анализ (при опубликовании данных
Инструкции № 17 будет создаваться обширная база для сопоставления
результатов деятельности различных коммерческих банков); дать возможность
лицам, заинтересованным в методах и результатах работы того или иного
коммерческого банка, получить максимум доступной информации об интересующем
финансовом учреждении.
Основополагающие правила составления общей финансовой отчетности (по
Инструкции № 17). Представляемые формы отчетности обобщают информацию о
ликвидности и платёжеспособности коммерческого банка. Такая информация
необходима для определения способности банка своевременно выполнять свои
финансовые обязательства. В этом отношении пояснительная записка к отчетам
является особенно важной из-за содержащихся в ней описаний причин и
следствий их взаимосвязи, сто обеспечивает полноту финансовой отчетности.
В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с
активами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого банка и за
балансом.
Активы и пассивы должны быть оценены и отражены в отчетах разумно с
достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие,
потенциально угрожающие финансовому положению банка риски, на следующие
периоды.
Правила оценки активов и пассивов должны применяться последовательно
из года в год, т.е. коммерческий банк должен постоянно руководствоваться
одними и теме же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных
перемен в своей деятельности или в правовом механизме.
В отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся
исключительно к отчетному периоду по мере их осуществления в нём,
независимо от времени поступления платежей или средств по ним.
Вследствие этого, доходы и расходы, наращенные, но не полученные или
не выплаченные до конца отчетного периода, или расчет по которым
переносится на будущие периоды, должны учитываться в отчетности того
периода, в котором они выявлены (например, в случае выдачи ссуды, по
которой клиент оплачивает проценты на каждое двадцатое число, банк должен
учесть на конец отчетного периода в своих доходах оставшуюся часть
процентов с 20-го числа).
Финансовые отчеты должны достаточно ясными и подробными, чтобы
избежать двусмысленности, правдоподобно отражать операции коммерческого
банка и их влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в
записках.
Вместе с тем, Инструкция № 17 не лишена ряда недоработок: в неё не
внесены все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые
для составления российскими банками отчетов, полностью приведённых в
соответствие с мировой практикой.
Во-первых, Инструкцией не учтено влияние инфляции на финансовые
показатели деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень
важно для России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране,
оценка ликвидности, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени
риска отдельных операций существенно искажает определение границ, зон
финансового риска.
Во-вторых, Инструкцией не предусмотрено соблюдение такого принципа
международных стандартов, как принцип консолидации. Финансовая отчетность
по новой форме составляется коммерческими банками с учетом своих филиалов,
но без учета своих дочерних и совместных предприятий (банков), являющихся
юридическими лицами.
В-третьих, в Инструкции не учтён принцип отсроченного налогообложения.
По международным стандартам прибыль не может зависеть от налоговой политики
и налоговые правила не должны влиять на порядок бухгалтерского учета
операций банка.
Коммерческие банки должны производить авансовые взносы налога на
прибыль, исходя из предполагаемой прибыли, и лишь по истечении отчетного
периода рассчитать сумму налога исходя из фактически полученной прибыли.
Разница между суммой авансового взноса и фактической суммой, подлежащей
взносу в бюджет, уточняется на сумму, рассчитанную с учетом процента за
пользование банковским кредитом, установленного в истекшем отчетном периоде
ЦБ РФ. Такой подход не соответствует принципу отсроченного налогообложения,
принятого в международной практике.
Следовательно, общая финансовая отчетность коммерческих банков требует
дальнейшей доработки и совершенствования. При этом следует активно
использовать зарубежный опыт (не стоит изобретать "велосипед"), учитывая
специфику условий, в которых работают отечественные коммерческие банки.
Необходимо принимать во внимание принятый в России план счетов
бухгалтерского учета, порядок налогообложения и несовершенство нормативной
базы.
1.2.3. Рейтинговая оценка деятельности коммерческих банков
Для полноценной оценки финансового состояния банка в рамках
внутреннего аудита, для сравнения его работы с деятельностью сходных по
потенциалу кредитных организаций, для упрощения контроля со стороны
надзорных органов используются различные модификации рейтинговой оценки. В
большинстве случаев и в зарубежной, и в отечественной практике при
составлении рейтинга используются финансовые показатели работы банка и
данные его баланса.
Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких
банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определённому
признаку, позволяющая выстраивать (группировать) коммерческие банки в
определённой последовательности по степени убывания данного признака.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26